Работа психолога с родителями.
Педагог-психолог: Улентинской средней школы Ильчубаева Ш.Е.
« Уровни риска и критерии оценки для раннего выявления жестокого обращения с детьми».
В последнее время в Казахстане стали все больше говорить об актах насилия над детьми. Здорово, что в данном случае слова подкрепляются реальными делами и существенными финансовыми вложениями со стороны государства в сферу защиты детей от жестокого обращения. При всей неоднозначности государственной политики в этой сфере происходящее сейчас очень важно с точки зрения развития всего нашего общества и требует активного включения всех граждан в работу по профилактике и преодолению насилия над детьми. Ибо чужих детей не бывает.
Одним из главных препятствий на пути преодоления проявлений жестокости по отношению к детям является крайне низкая осведомленность людей об этой проблеме. Многие не знают, каким бывает насилие и какие последствия оно за собой влечет.
Жестокое обращение с детьми – любое действие или поступок со стороны
родителей или других взрослых, которые влекут за собой риск нанесения
детям серьезной физической или психологической травмы.
Концепция раннего выявления риска жестокого обращения с ребенком в семье, предполагающая осуществление следующих шагов:
1. Первичный сигнал о возможном жестоком обращении.
2. Открытие случая.
3. Проверка сигнала и оценка уровня риска ЖО и безопасности детей в семье.
4. Составление и обеспечение вместе с родителями/ опекунами плана безопасности детей в семье.
5. Составление плана реабилитации.
6. Реабилитационные мероприятия.
7. Закрытие случая.
Уровни риска жестокого обращения с детьми
Высокий риск: предполагается, что, если не вмешаться в ситуацию и ребенок будет оставлен в семье, существует большая вероятность
причинения ему серьезного вреда вплоть до нанесения увечий или доведения до смерти.
Конструктивные схемы поведения родителей не сформировались либо семейные обстоятельства препятствуют их применению.
Умеренный (средний) риск: предполагается, что, если ребенок останется в семье, ему определенно может быть причинен вред. При этом
отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку грозит непосредственная опасность серьезных физических травм или смерти. Это
значит, что, несмотря на присутствие факторов риска, в семье используются конструктивные схема поведения родителей и наличествуют другие факторы безопасности, которые в определенной степени позволяют держать
уровень риска под контролем.
Низкий (нулевой) риск: предполагается, что ребенку в семье ничто не угрожает и вмешательства органов защиты детства не требуется.
Критический уровень риска: когда необходимо немедленно изъять ребенка из семьи ввиду непосредственной угрозы его жизни и здоровью. На мой взгляд, этот термин является избыточным, поскольку высокий риск также предполагает максимальные меры по защите ребенка, которые иначе чем изъятием из семьи не обеспечить.
Поведенческие и эмоциональные показатели физического насилия
Ранний возраст.
ü Ребенок может вести себя отстраненно, замыкаться в себе, не проявлять любопытства, быть чрезмерно уступчивым; у него могут возникнуть проблемы с налаживанием отношений с другими людьми.
ü Он может «безнадежно» хныкать, плакать, не ожидая утешения. Воздерживается от обращения к взрослым за помощью.
ü Не проявляет никаких чувств, в то же время внимательно наблюдает за происходящим вокруг (состояние «холодной наблюдательности»).
ü Ощущает неловкость или проявляет страх перед физическим контактом.
ü Может вести себя так, как будто страдает аутизмом. Не в состоянии нормально взаимодействовать с другими людьми и реагировать на окружающие предметы. Часто дети, подвергшие или подвергающиеся физическому насилию, значительно отстают в развитии.
ü Никак не реагирует на боль или обиду, не показывает удовольствие от приятных ощущений. Не улыбается и не играет.
Дошкольный возраст.
ü Ребенок может быть робким или пугливым. Дети вжимают голову в плечи, съеживаются, вздрагивают, уходят из помещения, отодвигаются или иначе показывают свой страх перед родителями.
ü Может проявлять чрезмерное желание угодить, настойчиво добиваться похвалы или ласки, пытаться завязать дружеские отношения со всеми взрослыми, в том числе и с незнакомыми.
ü Может изо всех сил стараться удовлетворить малейшие прихоти родителей. Может «льнуть» к родителю, подвергающему его насилию, активно выражать свою любовь словами.
ü Могут наблюдаться физические признаки стресса и тревожного состояния, включая физическое недомогание и регрессивное поведение.
ü Ребенок может вести себя агрессивно по отношению к другим детям, закатывать истерики или быть чрезмерно обидчивым.
Младший школьный возраст.
Для школьников характерны те же признаки, что и для дошкольников. Кроме этого:
ü Ребенок может взять на себя роль взрослого в своих отношениях с родителями. Часто ведет себя как заботливый маленький помощник, демонстрирует чрезмерную озабоченность, когда родитель в плохом настроении, и необычайно уступчив и послушен.
ü Проявляются трудности в общении с детьми и взрослыми. При этом ребенок может пытаться манипулировать другими или вести себя отстраненно и неприступно. Может проявлять злобу, агрессию и закатывать истерики.
ü Внешне гиперактивен, рассеян, не может сосредоточиться, демонстрирует другие признаки хронического тревожного состояния.
ü Ребенок может проявлять страх перед родителями, а может демонстрировать отсутствие страха и наплевательское отношение к замечаниям со стороны родителей и других взрослых.
ü Носит одежду не по сезону или большего размера, чтобы скрыть следы полученных травм.
Подростковый возраст.
ü Склонность к вранью, воровству, агрессивное поведение.
ü Злоупотребление алкоголем или наркотиками.
ü Прогулы, неоднократные попытки сбежать из дома и отказ возвращаться домой.
ü Общие трудности с налаживанием и поддержанием межличностных отношений.
Что представляют собой родители, которые жестоко обращаются со своими детьми?
Обычно они находятся в стрессовых условиях или переживают крушение своих жизненных планов. Наиболее общие проблемы, характерные для таких родителей,— это депрессия, одиночество, супружеские раздоры, безработица, злоупотребление психоактивными веществами, развод, насилие в семье, сильное пьянство и беспокойства, связанные с работой.
Некоторые родители осознают, что они плохо обращаются со своими детьми, но не способны себя остановить. Другие родители, подвергающие своих детей жестокому обращению, буквально ненавидят их или чувствуют к ним отвращение.
Какова эмоциональная реакция детей на насилие или жесткость
Чувство вины за постоянное насилие или жестокость могут испытывать дети при частом или непрекращающемся насилии.
Возбуждение. Даже в спокойной обстановке от ребёнка можно ожидать вспышки агрессивности.
Чрезмерная потребность во внимании взрослых. Эта потребность может быть особенно проблематичной для родителей, которые пытаются справиться с собственной болью или уже принятыми решениями.
Боязнь телесных повреждений. Значительный процент детей, являющихся свидетелем насилия или испытывающих его на себе, могут беспокоиться о том, что родитель, применявший насилие может отказаться от него, либо причинит ему вред, либо будет вымещать на нём зло.
Стыд. Дети, особенно подростки стыдятся того, что они были подвергнуты жестокому обращению.
Неуверенность в будущем. Дети думают, что жизнь будет непредсказуема и в
дальнейшем с ними обязательно могут повториться все неприятности.
Рекомендации тем родителям, кто испытывает желание
встряхнуть или ударить плачущего ребенка:
— Выйти из комнаты и позвонить приятелю.
— Включить какую-нибудь успокаивающую музыку.
— Сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем сделать еще 10 вздохов.
— Пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения.
— Принять душ.
— Сесть, закрыть глаза и живо представить себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте.
— Если ни одна из предложенных стратегий не помогает, обращайтесь за психологической помощью.
Душевная копилка ребёнка
работает день и ночь. Её
ценность зависит оттого, что
мы туда кладём. Требования,
которые предъявляют взрослые,
должны быть наполнены
любовью и надеждой. Родителям
следует научиться слушать
своего ребёнка в радости и в
горести и помнить, что от
повторяющихся знаков
приветствия, одобрения, любви
и принятия у ребёнка
складывается ощущение:
«со мной всё в порядке»,
«я - хороший».